Станислав Богданов: BNPL-рассрочка мало востребована в продуктовой розницеТатьяна КарабутНа маркетплейсах и в классических гипермаркетах все чаще стали предлагать рассрочку не только на крупные покупки вроде стиральных машин или ноутбуков, но и на продукты питания. Причем, поделить оплату можно не только за дорогие продукты (вроде красной икры), но и, например, за пачку чипсов. Участники и эксперты рынка, впрочем, утверждают, что сервис почти не востребован. Это, скорее, маркетинговый ход со стороны продавцов.

Рассрочки на продукты предоставляют практически все крупные маркетплейсы, выяснила «Российская газета». Есть возможность оформить покупку с помощью кредитной карты (с беспроцентным периодом) — в этом случае все-таки речь идет именно о кредитном продукте с процентами. Но чаще используются BNPL-рассрочки (от англ. Buy Now PayLater — «купи сейчас, плати потом»). Механика BNPL-продукта прозрачна. Заключается договор поручения, по которому клиент поручает оператору оплатить покупку. В качестве подтверждения платежеспособности покупатель вносит первую часть суммы — все остальное он возмещает оператору постепенно. Продавец, в свою очередь, получает полную сумму товара от оператора сразу при оформлении покупки. Весь процесс покупки работает в рамках ГК РФ и не имеет ничего общего с кредитным законодательством.
Опрошенные «РГ» маркетплейсы утверждают, что чаще всего этот сервис используют в категориях электроники, бытовой техники, товаров для дома. А рассрочку на покупку продуктов питания оформляют крайне редко. Так, в пресс-службе Яндекса «РГ» рассказали, что основным сценарием использования Сплита остаются покупки на Маркете. При этом в Яндекс Лавке и Еде такая опция позволяет спланировать бюджет в случае крупных трат, например, когда люди празднуют день рождения или Новый год с большой компанией. «Мы не видим роста спроса на покупку в Сплит товаров из базовых продуктовых корзин. Основная доля платежей в этом сегменте приходится на стандартную оплату картами», — утверждают в компании.
Источник: rg.ru