Отношение к страховым компаниям начало ухудшатьсяЕвгения НосковаВ 2025 году доля россиян, отрицательно относящихся к страховщикам, выросла до 40%. В 2023-2024 гг. таких было от 26% до 29%. За последний год доля людей, чье мнение о страховых компаниях ухудшилось, выросла с 8% до 22%, показал опрос Аналитического центра НАФИ, с которым ознакомилась «Российская газета».

Как отмечают аналитики, повышение сборов страховщиков (по данным ЦБ, по итогам 9 месяцев 2025 года рынок вырос до 2,8 трлн рублей) сопровождается снижением лояльности страхователей: в 2025 году россияне стали заметно чаще отказываться от страховок. Правда, речь идет только о полисах, купленных вместе с получением кредита. В целом отношение россиян к практической ценности страховых услуг остается стабильным: почти половина опрошенных остаются в последние три года уверенными, что оплата страховых услуг — не бессмысленное занятие. В 2025 году так думают 44%.
Дальнейшее развитие рынка будет зависеть в том числе от доверия людей к страховщикам, констатируют исследователи. «Ожидания клиентов меняются быстрее, чем предложения на рынке. Чтобы стабилизировать отношение потребителей, страховым компаниям важно повышать качество сервиса и улучшать прозрачность условий на всех этапах — от оформления до урегулирования», — отметил заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) одним из главных индикаторов удовлетворенности страховыми услугами считают уровень жалоб, поступающих в сторону регулятора, и иные институты защиты прав потребителей. «Здесь очевидны позитивные сдвиги, подтвержденные статистикой Банка России, и рынок прилагает усилия для постоянного сокращения количества обращений по причинам нарушения прав страхователей и застрахованных лиц», — рассказали «РГ» в союзе.
По данным Банка России за январь — сентябрь этого года, число жалоб на страховщиков сократилось более чем вдвое, на 54,4%. Лидер снижения — жалобы на ОСАГО, в частности, на неверное применение коэффициента бонус-малус. Таких претензий стало меньше почти на 70%.
«Сегодня с уверенностью можно сказать, что страховой рынок максимально устойчив за весь период современного развития, и колебания уровня доверия могут происходить в результате неоправданных ожиданий отдельных страхователей по тем или иным видам страховых услуг. Причем иногда это может происходить из-за неполной идентификации условий договора страхования при его заключении», — отметили в ВСС.
Рост количества негативных оценок деятельности страховщиков может быть связан с тем, что потребитель слишком часто сталкивается с агрессивными продажами сложных продуктов, условия которых затем трактуются не в его пользу, с затяжными процедурами урегулирования убытков и неочевидными причинами отказа в выплатах, полагает эксперт «НФ. Аналитика» Галактион Кучава. Каждый такой случай, активно обсуждаемый в соцсетях и на тематических форумах, наносит удар по репутации всего рынка.
Источник: rg.ru