Ирина НевиннаяС сегодняшнего дня (1 декабря) обязательная маркировка появится на детских играх и игрушках, а также на взрослых товарах личной гигиены — бритвах и сменных лезвиях. Также расширяется перечень маркируемых строительных материалов: это монтажные пены, герметики, мастики и замазки. Кроме того, увеличивается количество маркируемых пищевых продуктов — цифровой код будет наноситься на упаковки растворимых завариваемых напитков, в частности, какао и шоколада. Об этом «РГ» сообщили в Центре развития перспективных технологий, операторе государственной системы маркировки «Честный знак». Эксперты уверены, что количество фальсификата среди промаркированных товаров резко уменьшится.
Детские товары
Маркировка распространяется на детский «транспорт»: самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов); куклы и коляски для них, а также на настольные игры, головоломки, наборы электрических гоночных автомобилей и многое другое.
В «Честном знаке» уже зарегистрировалось 24 тыс. компаний — отечественные производители, импортеры, дистрибьюторы, сетевой ритейл и маркетплейсы. Уже на этапе регистрации маркировка позволила «обелить» рынок — число производителей показало более чем двукратный рост по сравнению с числом участников рынка, известных государству ранее. Это первый важный шаг в борьбе с сомнительными детскими товарами. Кстати, по данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), доля нелегального оборота на рынке сейчас превышает 33%.
«Запуск обязательной маркировки — важный этап перехода к полной цифровой прослеживаемости детской продукции. Первыми стали российские производители. Незаконного оборота станет еще меньше, если к системе маркировки игрушек в более сжатые сроки смогут присоединиться компании-поставщики из стран ЕАЭС. Для этого нужно соответствующее решение Евразийского экономического совета», — пояснила «РГ» президент АИДТ Антонина Цицулина.
По ее словам, производители, добровольно присоединившиеся к эксперименту, отладили бизнес-процессы и обучили сотрудников работе в системе. «Мы выстроили технологический маршрут под маркировку: интегрировали оборудование и настроили обмен данными с «Честным знаком»», — рассказала директор старейшей в России фабрики кукол и игрушек «Весна» Ольга Доротюк.
В апреле 2026 года на Конгрессе индустрии детских товаров заработает «фабрика маркировки»: представители «Честного знака» разберут правила по новым группам товаров, для которых маркировка стартует в 2026 году.
Легальный какао на полках
«Неправильному» какао и шоколадному порошку для горячего напитка теперь также станет сложнее попадать на прилавки. Маркировка — одна из главных мер по борьбе с фальсификатом и нелегальной продукцией.
Еще до старта обязательного этапа маркировки российские производители добровольно ввели в оборот более 3,5 тонны таких продуктов.
«Для нас как для производителя с историей и обладателя одних из самых узнаваемых брендов на рынке, включая какао «Золотой ярлык», важно быть образцом для всей отрасли, и маркировка в этом помогает. Цифровая прослеживаемость позволяет быстро находить и блокировать нелегальные партии, защищает инвестиции компании в качество сырья и технологий», — пояснил заместитель управляющего директора компании «Объединенные кондитеры» Николай Васюков.
Маркировка бритв и лезвий
Уровень нелегального оборота в этой категории — более 20% (данные исследования ВШЭ). Бизнес активно готовился к новому этапу: в оборот заранее выпущено более 1,5 млн промаркированных товаров — одноразовые бритвы, станки со сменными кассетами и сами сменные лезвия и кассеты.
Маркировка стройматериалов
С 1 декабря маркировка стройматериалов будет распространяться на монтажные пены, герметики, мастики, замазки и сухие строительные смеси. Это второй этап внедрения системы в этой товарной категории.
Аналитик ВШЭ отмечают, что потенциальный экономический эффект может превысить 77 млрд рублей в год.
Другие нововведения — сверка с ВетИС
С 1 декабря для консервов заработает автоматическая сверка данных между системами «Честный знак» и ВетИС (Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии). Теперь производитель не сможет ввести в оборот объем маркированной продукции, который более чем на 5% превышает объем продукции, учтенной в ветеринарной системе Россельхознадзора.
Новые правила для пива и слабоалкогольных напитков
С 1 декабря отгрузка этих напитков допускается только после получения положительного ответа от системы маркировки на основе проверенного универсального передаточного документа (УПД). Это завершающий этап перехода к полной прослеживаемости товарной категории.
Моторные масла и автожидкости
С 1 декабря заканчивается переходный период для маркировки масел и специальных автомобильных жидкостей.
С этой даты запрещена продажа любых немаркированных смазочных материалов и специальных жидкостей — вне зависимости от того, когда и где они были произведены. Это касается как тех, что выпущены в оборот до 1 сентября 2025 года (в том числе произведенных в России или прошедших таможню), так и тех, что импортируются или выпускаются с 1 сентября 2025 года и позже. Теперь все масла и специальные жидкости, которые продаются в магазинах, должны быть промаркированы в обязательном порядке.
В «Честном знаке» напоминают: проверить все перечисленные товары на легальность и безопасность может любой покупатель — это делается через одноименное бесплатное мобильное приложение. Его уже скачали 33 млн пользователей. С начала введения маркировки проверено уже 400 млн товаров. Если система обнаруживает несоответствие маркировки продаваемому товару, с помощью того же приложения легко отправить жалобу в Роспотребнадзор — для этого понадобится всего пара кликов. В надзорное ведомство подано уже почти 300 тыс. таких обращений.
Источник: rg.ru